Гитарный лак: нитроцеллюлоза или полиуретан? Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) – описание, характеристики и свойства Лак нц применение

Мебель и другие деревянные изделия нужно защитить от старения и действия факторов окружающей среды. В таком случае они прослужат на порядок дольше. Для дерева предназначена целая серия средств под общим названием лак НЦ, или нитролак.

Особенности материала

Нитроцеллюлозный лак (НЦ) изготовляют на основе нитроцеллюлозы – химического соединения, сложного азотнокислого эфира целлюлозы. Получаемый органический продукт имеет ценные свойства – он помогает защищать древесину от повреждений, создает на ней красивое покрытие, чем улучшает эстетический вид изделий. Полученная лаковая пленка прозрачная, без цвета, или цветная, довольно прочная.

Важной особенностью лаков является отсутствие особой необходимости в грунтовании поверхности, хотя иногда грунт все-таки наносят. Применять средство можно даже в жару и в холод, но для получения качественного покрытия рекомендуется добавлять растворитель – до 5%. Это поможет избежать пересыхания материала.

Состав лака

В основе, как уже было отмечено, находится полимер – древесная или хлопковая целлюлоза высокого качества. Это вещество разводят специальной органической смесью, получая лаковые коллоксилины. В состав также вводят добавки:

  • алкидные смолы, шеллак;
  • аминоформальдегидные смолы;
  • циклогексанон-формальдегидные смолы;
  • винсол;
  • канифоль.

Количество таких добавок может составлять разные пропорции с коллоксилином (до 1:1). Для придания раствору нужной консистенции в составе есть смесь растворителей – пропилацетат, этилацетат, эфиры уксусной кислоты, ксилол, толуол, различные спирты. В материале могут присутствовать нитропарафины, обязательно есть пластификаторы (кастероль, хлорпарафин, фосфаты и другие). Как видно, состав лака НЦ очень сложный и многокомпонентный.

Свойства материала

Важные достоинства средства состоят в легкости его нанесения, низкой стоимости и высоком качестве. Создаваемая пленка, в зависимости от конкретной марки, может быть:

  • матовой;
  • глянцевой;
  • полуматовой, полуглянцевой.

Покрытие будет однородным, ровным, твердым, у него отличная адгезия с базой, оно хорошо шлифуется. Эксплуатировать изделия с таким покрытием следует при температуре +12…+60 градусов, при более высокой температуре лак будет быстро разрушаться. Материал идеально подходит для паркета и мебели (его часто называют паркетным или мебельным лаком), деревянного пола, дверей, сувениров и прочих изделий из древесины.

Применять указанные изделия можно внутри помещения, большинство видов лака не предназначено для наружных работ. Также к минусам средства можно отнести его небольшую физико-химическую стойкость, повышенную огнеопасность, высокую чувствительность к действию воды и солнечного света.

Производство лака

Процесс производства данного лакокрасочного материала довольно сложный. Он основывается на следующих этапах:

  • растворение смол и коллоксилина в органических растворителях;
  • соединение с пластификаторами и другими добавками;
  • измерение показателей полученного материала;
  • очистка, фильтрация;
  • разлив в тару.

Чтобы получить черный лак и другие его оттенки, на определенном этапе производства добавляются нужные пигменты. При их отсутствии получается бесцветный лак. Каждый компонент вводят в регламентированном количестве, причем норма остальных изменяется с ориентиром на объем коллоксилина.

Внимание! Подготовка коллоксилина осуществляется в особых условиях из-за его взрывоопасности и горючести. Это вещество хранится только в герметичной таре в специальных условиях.

При производстве материала можно менять его густоту – если он слишком жидкий, добавляют коллоксилин, густой – вводят растворители. Однородности добиваются путем введения высококачественных и очищенных компонентов, а также последующей очисткой в центрифугах.

Технические характеристики лаков

В зависимости от конкретной марки технические характеристики средств могут меняться. Лакировка проводится после изучения рекомендаций и оценки параметров конкретного средства.

Среди наиболее широко применяемых марок значатся три основные, рассмотрим их подробнее.

НЦ-62

Материал НЦ-62 применяется для декоративной отделки изделий, так как средство придает им привлекательный внешний вид. Может служить в качестве краски, так как выпускается в красном, фиолетовом, зеленом и других цветах. Кроме дерева, этим средством можно покрывать витрины из мозаики, иллюминационные лампы, изделия из стекла, металла, бумаги.

Характеристики:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 26–40 с;
  • объем сухого остатка – 7–12%;
  • качество покрытия – бесцветное, цветное, прозрачное, глянцевое;
  • расход – 70–100 г/кв. м.

Для разбавления применяется растворитель № 646. Наносится лак в 1–2 слоя, причем надо добиться полного высыхания каждого слоя «на отлип».

НЦ-218

Этот лак применяется в основном для покрытия мебели, деревянных подоконников. Сохнет он очень быстро – не более часа при комнатной температуре. Важно, чтобы перед нанесением поверхность была ровной и сухой. При соблюдении всех рекомендаций покрытие прослужит около 10 лет.

Отличительная особенность средства – добавленные в него особые антисептические компоненты, которые не допустят гниения древесины и появления в ней насекомых. Если покрыть им внутренние части шкафов, это защитит вещи от зацепок. Лак позволяет матировать поверхность изделия, придавая ей благородный вид.

Характеристики НЦ-218:

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 50–85 с;
  • доля сухого остатка – 30–34%;
  • эластичность пленки на изгиб – 15 мм;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • цвет – бесцветный.

НЦ-243

Средство НЦ-243 можно использовать для обработки любых деревянных предметов. Оно создает пленку желтоватого или розоватого оттенка, быстро сохнет, матирует, скрывает различные дефекты. Время сушки покрытия – час.

Основные параметры:

  • светостойкость – 1 час;
  • прочность покрытия по прибору М-3 – 0,4 у. е.;
  • доля сухого остатка – 26–32%;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • покрытие – ровное, без посторонних включений, оспин, морщин, кратеров.

Иные марки

В серии нитроцеллюлозных лакокрасочных материалов производятся и другие марки, которые применяются на производстве и в быту.

НЦ-134

Лак быстросохнущий НЦ-134 применяется для окрашивания изделий из дерева и металла, его можно использовать даже для наружных работ. До рабочей вязкости его разбавляют растворителями № 645, 646.

Технические характеристики:

  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 28–60 с;
  • внешний вид пленки – ровная, глянцевая;
  • время сушки – 30–60 мин;
  • доля нелетучих веществ – 13–17%;
  • кислотное число – 0,5 КОН/г.

НЦ-223

Материал НЦ-223 используется только для внутренних работ, применяется для покрытия древесины и изделий из нее.

Параметры средства:

  • покрытие – глянцевое, ровное;
  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – до 125 с;
  • доля нелетучих веществ – 33–36%;
  • стойкость к действию воды – от 6 часов;
  • твердость пленки по прибору М-3 – 0,55 у. е.;
  • эластичность на изгиб – 5 мм.

НЦ-224

Лак НЦ-224 отличается наличием в его составе особых эфиров и смол. Это позволяет пленке меньше растрескиваться, лучше шлифоваться. Разбавлять перед нанесением не требуется. Температура нанесения +18…+20 градусов. Остальные показатели аналогичны показателям предыдущего средства.

НЦ-225

Лак НЦ 225 легко поддается полировке, его чаще всего используют для покрытия межкомнатных дверей. Материал отлично переносит горячую сушку при 70–75 градусах, за счет этого в нем больше пленкообразующих веществ, можно наносить всего 1–2 слоя.

Технические параметры:

  • доля сухого остатка – 35–40%;
  • вязкость по вискозиметру ВЗ-4 – 115 с;
  • толщина одного слоя – 50 мкм.

НЦ-241

Средство НЦ-241 включает особые карбамидные смолы, которые придают ему большую водостойкость, морозоустойчивость, что помогает выдерживать перепады температур. Выпускается два типа лаков – прозрачный и матирующий. Отличие от предыдущих лаков – в более длительной сушке, материал сохнет 1,5 часа.

НЦ-551

Лак НЦ-551 применяется для покрытия тканей спецназначения с целью придания им ряда свойств. На вид это жидкость без примесей, посторонних частиц. Массовая доля сухого остатка – 9%, вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-1 – 130–160 с. После нанесения на ткань ее привес составит 75 г/кв. м. (4 слоя средства), усадка – 0,6%.

Нанесение нитролаков

Перед применением материалов проводят подготовку поверхности – очистку от грязи, пыли, старого покрытия, шлифуют ее. Можно применять под лак морилку на водной основе. Первый слой нитроцеллюлозного средства следует сушить 1–2 часа, для ускорения пользуются строительным феном.

Для получения качественной пленки на сушку второго слоя надо оставить 6–8 часов, после проводят шлифовку. Обычно НЦ-лаки применяются на мебели эконом-класса, так как более дорогие материалы служат дольше, но благодаря экономичности не теряют популярности.

От общих сведений об этом вспомогательном материале мы сегодня перейдем к знакомству с конкретными видами лаков .

Первыми представителями этого материала, о которых пойдет речь, будут нитроцеллюлозные лаки (нитролаки), являющиеся органическими растворами лакового коллоксилина, твердых и мягких смол, а также пластификаторов и масел. Значение "загадочного" слова "коллоксилин" нам поможет объяснить БСЭ. В ней сказано, что коллоксилин - это "один из видов промышленных нитратов целлюлозы; применяется в производстве взрывчатых веществ". Из определения можно сделать вывод, что с момента издания БСЭ коллоксилин нашел, как минимум, еще одно применение и из "агрессора" превратился в мирный компонент для , что, в свою очередь, не может не радовать. Коллоксилин имеет различные сорта, которые влияют на вязкость лаков.

Для нитроцеллюлозных лаковых покрытий, нанесенных на поверхности, характерно образование твердой бесцветной пленки.

Нитролаки, продаются готовыми к употреблению, но перед тем, как их нанести на поверхность, в них необходимо добавить разбавитель или растворитель (в зависимости от типа и марки лака). Каждое из этих покрытий обладает своим "именем". Если сказать точнее, то до недавнего времени нитролаки имели свои названия, к которым привыкли покупатели. Но переименования коснулись не только городов, улиц и станций метрополитена. Сия участь не обошла и "героев" нашего рассказа. Так, известный некогда нитролак 754 стал называться НЦ-221 . Но, уж если зашел разговор о конкретных наименованиях, то расскажем обо всем по порядку…

Наиболее дешевым из всех нитролаков является нитролак НЦ-216 . Несмотря на свою дешевизну, это покрытие неплохо справляется с работами, связанными с восстановлением лакированного покрытия. Как правило, НЦ-261 используется для ремонта деревянных . Спиртовой раствор коллоксилина, коим и является данный лак, "приходит на помощь" в случаях, когда изнашиваются нитроцеллюлозные покрытия, появляются на поверхности трещины, возникают пятна и исчезает глянец. Наносится это покрытие тонким слоем и продлевает жизнь мебели.

Те же функции выполняет и НЦ-218 , но, в отличие от НЦ-216, НЦ-218 наносится на поверхности толстым слоем, да и стоит он немного дороже своего "собрата".

К числу мебельных лаковых покрытий относятся и такие лаки, как НЦ-243, НЦ-2122, НЦ-2139 и другие нитролаки, отличающиеся друг от друга по составу, но выполняющие одинаковые функции.

Существуют нитролаки, которые наносятся на поверхности в качестве грунтовок. К ним, в первую очередь, относится нитролак НЦ-024. Он "подготавливает" поверхность для нанесения на нее другого нитролака.

В большой "семье" нитролаков есть "представители", которыми покрываются не только деревянные, но и металлические поверхности. К таким лакам относятся НЦ-62 и НЦ-132П, причем последний имеет широкий цветовой спектр.

А теперь вернемся к нитролаку НЦ-221, о котором мы уже сказали несколько слов. Изменив свое название, он не изменил своего состава. В нем, как и прежде, присутствует коллоксилин, смолы и пластификаторы и, как в старые времена, он имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести способность НЦ-221 противостоять колебаниям температуры, а к минусам - предрасположенность к потемнению. Кстати, в связи с присутствием в составе этого лака глифталевой смолы, изначальный лакированный слой НЦ-221 уже имеет темный оттенок и не является прозрачным.

"Родственник" НЦ-221 нитролак НЦ-222, именовавшийся некогда НЦ-312, по своему составу практически ничем не отличается от НЦ-221, за исключением того, что в его составе нет глифталевой смолы, а, следовательно, нет и темного оттенка. Этот лак обладает блеском, но, нанесенный в несколько слоев, НЦ-222 трескается.

Есть поговорка - "в семье не без урода". Это никак не относится к "семье" нитролаков. Более того, нитролак НЦ-223 отличается от своих "собратьев", носящих номера "221" и "222" тем, что к нему может быть применен метод как холодной, так и горячей сушки. Высохший слой этого лака обладает значительной твердостью и прекрасно поддается полировке. В связи с этими качествами его широко используют в производстве мебели, и, если попросить у продавца лакокрасочных материалов "мебельный лак", велика вероятность того, что вы получите НЦ-223, который, кстати, прежде назывался "НЦ-315-М".

Идем по порядку… Состав нитролака НЦ-224 существенно отличается от состава только что упомянутых лаковых покрытий. К неизменному компоненту коллоксилину добавлен ряд других компонентов, названия которых человеку, не увлекающемуся химией, ничего не скажут. Более полезной будет та информация, в которой говорится об отсутствии необходимости разбавлять этот лак перед нанесением на поверхности. Пленочный слой высохшего НЦ-224, так же, как и слой НЦ-223, легко поддается полировке. Для тех, кто впервые услышал название этого лака, сообщим, что его прежнее название "Т-3".

Как НЦ-224 отличается по составу от НЦ-223, так и НЦ-225 отличается от НЦ-224. Мы не будем проводить анализ составов этих покрытий, а лишь сообщим, что НЦ-225 обладает прочной пленкой, которая прекрасно шлифуется и поддается полировке. НЦ-225 используется для нанесения на . И может подвергаться методу горячей сушки. Раньше НЦ-225 назывался "ТК-Н".

Что касается метода горячей сушки, то он считается более эффективным, чем холодный метод. При горячем методе наиболее толстые покрытия наносятся и высыхают за наименьшее количество времени, и при этом экономится лак.

В следующий раз мы продолжим знакомство с .

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии: сайтов basco, 10gu, dizar, texcomfort, Строительной Компании Е-С-Т

Для отделки мебели и других изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещения, с последующей полировкой или без нее. Покрытие, образуемое лаком НЦ-218 устойчиво к изменению температуры от минус 12°C до +60°C.

Состав лака НЦ-218

Лак НЦ-218 представляет собой раствор лакового коллоксилина, смол и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей.

Свойства лака НЦ-218

После высыхания лак НЦ-218 образует прочную, гладкую, ровную без пузырей и посторонних включений твердую способную шлифоваться поверхность, стойкую к кратковременному нагреванию до 60°С и воздействию воды. Лак НЦ-218 характеризуется сокращенным временем высыхания, что значительно повышает удобство в работе с этим лакокрасочным материалом.

Технические характеристики лака НЦ-218

Внешний вид лака Прозрачный однородный раствор
Внешний вид пленки глянцевое ровное прозрачное однородное покрытие без пузырей, механических включений
Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 ± 0,5) °C, с 50-85
Массовая доля нелетучих веществ,% 30-34
Цвет лака по йодометрической шкале, мг I2 /100 см2, не темнее 20
Время высыхания до степени 3, не более при температуре (20 ± 2) °C, час 0,75
Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 15
Стойкость пленки к статическому воздействию воды при (20+2)°C, ч, не менее 12
Блеск пленки,%, не менее 60

Цветовые решения лака НЦ-218

Лак НЦ-218 представляет собой прозрачную, однородную жидкость бесцветного цвета.

Хранение лака НЦ-218

Гарантийный срок хранения лака НЦ-218 — 12 месяцев со дня изготовления.

Лак НЦ-218 хранят в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги, действия тепла и прямых солнечных лучей при температуре от минус 40 о С до +40 о С.

Срок службы лака НЦ-218

При соблюдении требований к подготовке окрашиваемой поверхности, нанесению лакокрасочных материалов, их сушке покрытие, состоящее из двух-трёх слоев лака НЦ-218, сохраняет защитные и декоративные свойства в течение двух лет.

Фасовка лака НЦ-218

Фасовка лака НЦ-218 производится в специальную промышленную тару и в тару, предназначенную для товаров бытового применения. При этом учитываются все требования потребителя.

Категории

НЦ-218, лак, мебель, дерево, МДФ, ДВП, глянцевый, нитроцеллюлозный

Применение лака НЦ-218

Перед нанесением лака деревянная поверхность предварительно просушивается, зачищается шлифовальной шкуркой и очищается от пыли. Лак НЦ-218 наносят на поверхность распылением, или наливом, или тампоном по технологии нанесения мебельных комбинатов. При необходимости лак разбавляют растворителем 646, разбавителем РМЛ. Расход лака НЦ-218 составляет от 85 до 105 г/м 2 . Практический расход лака зависит от конфигурации окрашиваемой поверхности, качестве подготовки поверхности, применяемого метода окрашивания, применяемого окрасочного оборудования, квалификации персонала, условий нанесения.

При соблюдении требований к подготовке поверхности, нанесению материалов, сушке покрытий, в соответствии со справочной литературой («Лакокрасочные покрытия. Технология и оборудование» изд. Москва. Химия 1992) допускается:

а) использование лака в комплексе с грунтовками НЦ-0135, ГФ-032, ПФ-020, ПФ-0142, ГФ-0119, НЦ-0205, без грунтовки;

б) эксплуатация покрытий в зонах с умеренным и холодным климатом.

Меры предосторожности:

При проведении работ с лаком НЦ-218, а также после их окончания необходимо тщательно проветрить помещение. Для защиты рук применять резиновые перчатки. Беречь от огня!

Основные преимущества лака НЦ-218

Лак НЦ-218 обладает высокими эксплуатационными свойствами: водостойкость, твёрдость покрытия;

Лак НЦ-218 является быстросохнущим и высокоглянцевым, применяется как с грунтовками, так и без них;

Покрытие лаком НЦ-218 устойчиво к изменению температур от минус 12°С до плюс 60°С;

Высушенное покрытие лака НЦ-218 не оказывает вредного воздействия на организм человека;

Лак НЦ-218 технологичен, наносятся на окрашиваемую поверхность различными методами;

Лак НЦ-218 не вуалирует текстуру древесины.

Лаки НЦ – 218, НЦ – 221, НЦ – 222, НЦ – 223, НЦ – 224, НЦ – 228, НЦ – 243 мебельные

(ГОСТ 4976 – 76) представляют собой растворы лакового коллоксилина, смол и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Лак НЦ – 243 содержит матирующую добавку, лак НЦ – 224 не содержит пластификатора.

Эти лаки предназначены для отделки мебели и других деревянных изделий, эксплуатируемых внутри помещения. Их наносят краскораспылителем или наливом. Лак НЦ – 223 – краскораспылителем с подогревом до 70 0 С; лак НЦ – 228 можно наносить кистью или тампоном. Лаковые покрытия устойчивы к изменению температуры от –12 до +60°С. Перед применением лаки НЦ – 211, НЦ – 222, НЦ – 224, 1НЦ – 228 и НЦ – 243 разбавляют растворителем 646 или РМЛ; лак НЦ – 218 – растворителями 646, 647; лак НЦ – 223 – растворителем РМЛ – 315.

Техническая характеристика лаков приведена в табл. 16, а состав лаков – в табл. 17.

Гарантийный срок хранения лаков НЦ – 218, НЦ – 222, НЦ –223 и НЦ – 228 – 1 год, а лаков НЦ –2 21, НЦ –224 и НЦ –243 – 6 мес.

Лаки являются пожароопасными и токсичными материалами.

Лак НЦ–134 – бывший АВ–4 д/в (ТУ 6–10–10–1291–77) представляет собой раст­вор лакового коллоксилина в смеси органических растворителей и разбавителей с добавками пластификаторов. Предназначается для покрытия металлических и деревянных поверхностей.

Техническая характеристика: внешний вид лака – прозрач­ная однородная жидкость без механических включений, допускается легкая опалесценция; внешний вид пленки – блестящая чистая однородная поверхность без пятен и пузырьков; цвет лака по йодометрической шкале – не более 30 мг йода; вязкость лака по ВЗ–4 при 20° С – 28 – 60 с; массовая доля нелетучих веществ в лаке – 12 – 17%; кислотное число – не более 0,5 мг КОН; время высыхания пленки при 20 ± 2 С – не более 1 ч; твердость пленки по маятниковому прибору М –3 – не менее 0,45; прочность пленки при ударе – не менее 4 Дж (40 кгс | см); изгиб покрытия – не более 1 мм.

В связи с высокой эластичностью пленки лак НЦ – 134 используется для декора­тивной отделки криволинейных поверхностей высокохудожественных изделий мебели. Лак наносят краскораспылителем несколькими тонкими слоями с последую­щим облагораживанием покрытия. До рабочей вязкости лак разбавляется раствори­телем 646. Гарантийный срок хранения – 1 год. Увеличение кислотного числа до 1 мг КОН, уменьшение вязкости, выпадение незначительного хлопьевидного осадка при хранении не служит основанием для бракования продукта.

Токсичность и пожароопасность лака НЦ–134 обусловлена свойствами входящих в его состав растворителей: толуола, бутилацетата, этилацетата, ацетона, бутилово­го, изобутилового и этилового спиртов.

Лак НЦ – 269 – бывший НЦ – 316 (ТУ 6 – 10 – 1376 – 73) представляет собой раствор коллоксилина, различных смол (алкидной, циклогексанонформальдегидной, канифольно – малеиновой) и пластификаторов в смеси летучих органических растворите лей. Лак предназначается для отделки деревянных игрушек для детей дошкольного и школьного возраста и художественно – декоративных изделий из дерева.

Техническая характеристика: цвет лака по йодометрической шкале – не более 45 мг; внешний вид лака – однородная жидкость без механи­ческих включений; вязкость лака по ВЗ – 4 при 20°С – 55–65 с; массовая доля нелетучих веществ – 29–33%; время высыхания пленки при 18 – 22°С, мин, до степени 1 – не более30, до степени 2 – не более 60;

Твердость пленки по маятниковому прибору М – 3 через 24 ч после нанесения – 0,45.

Нитро против полимера

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия - это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Нитроцеллюлоза

Для того чтобы разобраться в гитарных лаках, начнём с нитроцеллюлозы, будем называть её сокращенно - нитро. Впервые этот лак изготовили в 20х годах 20 века. Нитроцеллюлоза отлично смешивалась с краской, поэтому автомобильные компании типа Ford быстро взяли этот лак на вооружение и машины стали разноцветными. Раньше были только чёрные и серые.

Нитроцеллюлоза - это лак, в основе которого растворитель и смола (в основном из хлопка), они смешиваются с серной и азотной кислотой и происходит так называемое нитрование. Тот же самый процесс используется при производстве нитроглицерина или тринитротолуола - взрывоопасные штучки, знаете ли. Поэтому нитроцеллюлоза требует очень аккуратного обращения и легко воспламеняется. После применения лака на поверхности гитары, растворитель испаряется, а смола остаётся на гитаре, её полируют и гитара обретает тот самый шикарный блеск.

Когда только появилась нитроцеллюлоза, это был прорыв - она высыхала очень быстро, но сегодня полиуретан её обогнал. Если вы играете на новой гитаре с нитроцеллюлозным покрытием, вы буквально чувствуете её приятный запах. Это заканчивается испарение растворителей. Это не продлится вечно, так что наслаждайтесь моментом. Кстати, именно эти химические вещества вредны для природы.

Помимо приятного запаха и блеска, нитроцеллюлоза также имеет другие положительные свойства - она отлично сочетается с другими веществами и материалами. Например, ее используют при смешивании автомобильных красок, то же самое и в гитарах. Нитроцеллюлозное покрытие очень легко восстанавливается в отличие от полиуретана. Таким образом, если на гитаре есть сколы и царапины, от всего этого можно довольно просто избавиться. На самом деле, нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево так как другие покрытия, что очень хорошо отражается на резонансе вашей гитары.

Хотя для звука это плюс, для надёжности это минус. Нитроцеллюлоза изнашивается например из-за того, что вы ставите гитару на стойку с резиновым покрытием. Вы наверняка видели гитары со следом от правой руки на корпусе - там обычно лежит рука при игре - это все потому что нитроцеллюлоза реагирует на жиры намного сильнее, чем другие более твёрдые покрытия. Хотя, многие гитаристы считают, что шрамы украшают гитару - это знак того, что вы много играете и занимаетесь. Особенно ценится сейчас винтажное покрытие с кучей царапин и сколов, многие производители даже делают его искусственно. В целом все трещины в лаке - от резких перепадов температуры, которая вызывает расширение и сужение волокон древесины под лаком.

В целом этот лак вреден для здоровья тех, кто его применяет, да и для природы в целом, так что скорее всего рано или поздно от него откажутся. Что интересно, в США гитары производят в штатах, где более-менее мягкое законодательство в плане загрязнения воздуха. Там можно сэкономить на дорогих системах вентиляции и штрафах. В целом заметен переход к полиуретану и полиэстеру просто потому что это дешевле обходится производителям.

Полиуретан

Этот тип покрытия использовался в производстве гитар еще с 60х годов, но особенно популярным стал в последние 20 лет, зарекомендовав себя как в надёжности, так и блестящем внешнем виде. Смола в этом лаке искусственная и ничем не пахнет, когда растворители испаряются. Мало летучих органических соединений, вредных для здоровья. Лак после нанесения на гитару, затвердевает и не реагирует на растворители. При нанесении на гитару этот лак смешивается с горячей водой, благодаря этому происходит химическая реакция, компоненты лака смешиваются и затвердевают, при это не испаряясь. Полиуретановые покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак долго сохраняет блеск. Если вам нравится, что гитара сияет как новая, независимо от того сколько ей лет, этот тип покрытия - для вас. В отличие от гитар с нитроцеллюлозным покрытием, по которым сразу виден их возраст, гитары с полиуретановым лаком внешне не стареют.

Хотя полиуретан в целом дороже нитроцеллюлозы, в производстве он обходится дешевле, т.к. получается очень существенно экономить на системах вентиляции. А также полиуретан высыхает быстрее нитроцеллюлозы. Это особенно важно при массовом производстве, где гитары прямо с конвейера пакуются в коробки и отправляются в магазины. Сегодня крупные компании используют ультрафиолетовые лампы, чтобы сушить лак. На это уходит буквально несколько секунд. На отладку процесса такой искусственной сушки ушли годы, но теперь это занимает секунды. В лак примешивается компонент, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Он и вызывает необходимую реакцию. Благодаря этому удалось сделать покрытие тоньше, что отразилось на звук в лучшую сторону.

Толстое покрытие независимо от состава, душит звук. Не важно чем покрыта ваша гитара, лак должен сохранять резонанс древесины. Нитроцеллюлозное покрытие почти всегда тоньше, чем полиуретановое. Требуется меньше слоев, чтобы закончить. Видимо поэтому нитроцеллюлозу до сих пор очень ценят профессионалы. Чем больше слоев лака на гитаре, тем более зажатый и скованный звук, особенно это слышно у акустических гитар, где весь звук как раз в дереве. Многие электрогитары с толстым слоем лака не подключённые не звучат вообще. Это конечно же слышно и когда вы включаете такую гитару в усилитель.

Не позволяйте вводить себя в заблуждение матовым покрытием. В большинстве случаев этот тип покрытия не тоньше, чем блестящий, там просто использована определённая добавка в лак, благодаря которой он меньше блестит. Полиуретановое покрытие при правильном применении не портит звук гитары, точно так же как правильные печатные платы не портят звук усилителей. Любые покрытия сказываются на звучании и хотя это можно считать мелочью, например рокер не заметит ярких отличий, а джазмен, которому важен натуральный чистый звук - да.

В целом благодаря развитию технологий, покрытия становятся всё тоньше и надёжнее. Нитроцеллюлоза осталась только в штучном производстве дорогих гитар, тем не менее ее дни уже сочтены. Слишком уж дорого она обходится производителям.

Какой тип покрытия выберете вы - решайте сами. Самое главное - чтобы вам нравилось как звучит и как выглядит ваша гитара. Помните, что ваш звук - в ваших пальцах.